Выборы по спискам и право кандидатов баллотироваться сразу в несколько советов разных уровней открыли перед партиями широкие возможности для политического франчайзинга.

Определение, заимствованное из экономической сферы, запросто может прижиться в новой политической реальности (дарю политологам новый термин!). Судите сами: франчайзинг — это такой способ организации бизнеса, при котором компания передает независимому человеку или другой компании право на продажу своего продукта или услуг. При этом «арендатор» (франчайзи) обязуется продавать этот продукт по законам и правилам, которые устанавливает «хозяин», получая в обмен на это разрешение использовать имя компании, ее репутацию, маркетинговые технологии и механизмы поддержки. Такое сотрудничество взаимовыгодно: мелкий или начинающий бизнесмен получает возможность заработать на уже отлаженном кем-то другим виде бизнеса, а владелец бренда получает от франчайзи регулярные взносы — своего рода арендную плату, а также дополнительную раскрутку своей торговой марки.

Именно такую ситуацию мы наблюдаем сегодня в политике. Партии и блоки перед решительным боем 2006 года не жалеют сил и средств для того, чтобы попасть в новый парламент и закрепиться на политическом олимпе в ближайшие пару созывов. На раскрутку партийных брендов брошены все ресурсы, обкатка образа партии идет в парламенте, на митингах и с экранов телевизоров. И избиратель волей-неволей начинает различать некоторые особо яркие партийные бренды по персональному составу и иногда даже по идеологии. Можно с вероятностью до 90 проц. судить, что выбор, сделанный избирателем в главном — парламентском — списке, повторится и в остальных списках — в обл-, гор-, райсовете. Поэтому стоит ли желающим попасть в советы разных уровней, что называется, «платить дважды» и вести на местах активную работу с населением, если можно просто стать номером таким-то регионального списка той или иной партии? Ведь понятно, что ПР, НУ, БЮТ, СПУ и еще пара-тройка партий на местный вкус в любом случае наберут достаточное количество голосов, чтобы попасть в местный «парламент» и провести туда 5–10–15 своих представителей. А если вы авторитетный представитель местной элиты (скорее всего, бизнес-элиты), то партия с удовольствием впишет вас в первую десятку своего списка — за вполне разумные договоренности. И вот уже банкиры, директора заводов и предприниматели перестают бороться друг с другом на выборах в мажоритарных округах, подкупая избирателей мелкими подарками и бесплатными концертами. Теперь можно просто сдать свой взнос в партийную кассу, вложить энную сумму в рекламу в местных СМИ и заняться партийной риторикой на общечеловеческие темы с легким акцентом на местных проблемах.

Pages: 1 2